Томский политех
28.04.2022

Томский политех запустил мультитрековую магистратуру по химической инженерии

Томский политехнический университет запустил набор на мультитрековую магистерскую программу «Химическая инженерия». Она создана по принципиально новому образовательному дизайну. На программу открыто 75 бюджетных мест. Дисциплины на программе будут читаться короткими интенсивными модулями, половина из них во всех семестрах будет на выбор. В результате студент сможет выбрать один из 25 треков обучения, подходящий именно ему. При этом программа построена таким образом, что исключает дублирование дисциплин из бакалавриата.

Программа открыта в рамках большого направления «Химическая технология». По тематикам в нее вошли пять ранее существовавших программ: «Химическая технология топлива и газа», «Цифровые технологии в проектировании нефтегазохимических производств», «Химическая технология высокомолекулярных соединений», «Анализ и контроль в химических и фармацевтических производствах», «Перспективные химические и биомедицинские технологии». Новая программа — результат сотрудничества Инженерной школы природных ресурсов и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий.

Выпускники программы смогут быть инженерами-исследователями, инженерами цифрового проектирования, технологами, аналитиками, системными инженерами в какой-то из пяти тематических областей — от переработки нефти и газа до химии полимеров и фармацевтических производств.

«Максимальная гибкость, выборность, модульность — программа строится на этих принципах. Они доказали свою эффективность в системе высшего образования за рубежом и в России, так как отвечают потребностям студентов и запросам работодателей. Потому что эта индивидуализация развивает у студентов важнейшее качество личности — резилентность. Упрощенно — это устойчивость через гибкость. Это то, что делает нас устойчивыми во все времена и в любой профессии,

— говорит руководитель программы, профессор отделения химической инженерии ТПУ Елена Ивашкина. — На нашей программе у студента будет на выбор пять тематических областей, то есть что он хочет изучать, и пять ролей для этих областей. Так мы получаем 25 образовательных треков внутри программы. Также в учебном плане заложены микромодули, которые еще увеличивают число вариантов. Да, у программы сложный дизайн, но гибкость и индивидуальность не может быть простой. Поэтому на каждом этапе студентов будут направлять и помогать им в выборе треков и дисциплин».

В первые три недели учебы студенты пройдут курс «Введение в образовательную программу», где познакомятся со всеми ее особенностями и научными коллективами отделения химической инженерии ТПУ и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ. После им предстоит написать эссе, мотивировав свой выбор профиля. То есть в этот момент можно глобально изменить профиль подготовки — например, с химии полимеров на переработку нефти.

На каждом курсе будут общенаучные и общепрофессиональные дисциплины для всех. Это, например, на первом курсе — философские и методологические аспекты науки и техники, профессиональная подготовка на английском языке, физико-химические методы анализа, современные химические технологии. Эти знания необходимы всем химикам. Но и здесь дисциплины общие только на первый взгляд. Даже в общем курсе по физико-химическим методам анализа студенты смогут выбрать индивидуальные модули. Кому-то важно изучить инфракрасную спектрометрию, а кому-то газовую хроматографию. Профессиональный английский также сразу будет делиться, исходя из выбранных ролей. Потому что инженеру-исследователю и инженеру-технологу английский нужен для разных коммуникативных ситуаций.  

«Именно эта выборность и позволяет избежать дублирования с дисциплинами бакалавриата. Обычно оно происходит из-за того, что нужно выровнять базовые знания у всего курса, так как в магистратуру люди могут приходить из других направлений. Мы же все выравнивающие дисциплины оставляем на выбор. Студент сам или после консультаций может определить, каких знаний ему нужно добрать», — поясняет профессор.

Научно-исследовательскую работу студенты могут выполнять также по двум сценариям. Первый — классическое исследование в рамках дисциплины «НИР в семестре». Второй — работа над реальными кейсами от предприятий в междисциплинарной команде.

«В учебный план включены дисциплины-микромодули продолжительностью от одной до трех недель. Это позволит нам приглашать для работы со студентами ученых из РАН, Сибирского государственного медицинского университета, Томского госуниверситета и предприятий — «СИБУРа», «Роснефти», «Газпрома», «Газпром нефти» и других. Потому что очень сложно «вырвать» специалиста с основного места работы на семестр, а вот на модуль — можно. Зато это в разы повышает насыщенность программы», — добавляет Елена Ивашкина.

Подробнее об особенностях программы читайте на канале ТПУ на «Яндекс Дзене».