Томский политех
23.02.2022

В ТПУ презентовали видение нового инженерного образования

В Томском политехническом университете 22 февраля состоялась онлайн-презентация проекта «Новое инженерное образование». Он предусматривает последовательную «пересборку» образовательных программ в университете. Изменения коснутся и бакалавриата, и магистратуры. Планируется, что уже в 2022 году в ТПУ будут оформлены пять пилотных программ по модели «профессиональной инженерной магистратуры». Презентация проекта опубликована на сайте ТПУ

«Новое инженерное образование» — это один из стратегических проектов Томского политеха. Он разрабатывается при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» и в рамках подготовки заявки для участия в конкурсном отборе на создание передовых инженерных школ (ПИШ), который в ближайшее время объявит министерство. Проект был проработан во время обучения университетских команд по программе Master in Public Strategy в Московской школе управления Сколково. И ранее он уже прошел защиту перед экспертами школы.

Сегодняшняя презентация проекта была открытой, в ней приняли участие более 170 политехников. В дальнейшем проект будет доработан с учетом мнения сотрудников университета.

Презентовал проект и отвечал на вопросы политехников директор Института развития инженерного образования ТПУ Роман Лаас.

«В советское время существовал институт молодого специалиста, который по сути позволял в течение трех лет доучивать инженера на предприятии с государственной поддержкой. И подготовка инженера длилась по сути 8 лет. Сейчас компании не могут позволить себе доучивать выпускников. Работодатели теперь ожидают, что выпускник готов сразу включиться в рабочий процесс. Попытка удовлетворить запросы разных компаний приводит к разрушению у выпускников целостной естественнонаучной картины мира, которая давалась ранее. В результате типичный выпускник технического вуза обладает фрагментарными знаниями и отдельными навыками. Изменилось очень многое, но не высшее образование. Новых инженеров точно нужно готовить по-новому. Как? На этот ключевой вопрос мы и пытаемся ответить своей работой», — сказал Роман Лаас.

В предложенной модели инженерный бакалавриат сконцентрирован на формировании у студента научно-деятельностной картины мира, а магистратура — на изучении конкретных инженерных практик отраслей. Модель «профессиональной инженерной магистратуры» построена по модульному принципу. То есть дисциплины изучаются не целый семестр, а концентрированно в течение нескольких недель. 

«Ясно, что после школы первокурсникам сложно будет перейти на какой-то новый формат учебы, например, на короткие модули. К тому же базовые предметы вроде математики, языков не даются модулями. Поэтому здесь будут длинные семестровые дисциплины в формате трансляционной педагогики. К концу бакалавриата они будут сменяться модулями и коммуникативными форматами обучения, — пояснил Роман Лаас. — Модули — это принципиально важно. Только таким образом мы реально сможем обеспечить присутствие практикующих специалистов из индустрии в образовательном процессе. Как бы не хотелось, практически невозможно вытянуть специалиста из компании преподавать на полгода, а на две недели вполне. А без серьезного включения индустрии инженерное образования немыслимо».

Магистратура в такой концепции может состоять, например, из большого профессионального блока, блоков по развитию системного мышления, групповых и индивидуальных проектов. Это не жесткая структура, она может гибко варьироваться от особенностей программы. Обучение в такой модульной магистратуре может длиться от 1 года до 2,5 лет. 

«Модуль — это когда студент занят образовательным процессом весь день. Это занятия в аудитории, самоподготовка и самостоятельная практика. Да, такая магистратура нагружена, но многолетний мировой опыт доказывает, что такой подход дает максимальный эффект, — отметил во время обсуждения Роман Лаас. — Под блоком системной инженерии мы подразумеваем проекты на имитацию системы разделения труда, свойственной конкретной отрасли. То есть в рамках проектной работы студент может попробовать себя в разных ролях в цепочек создания стоимости, присущих, скажем, электроэнергетике или нефтегазовой сфере. Это дополнительный элемент самоопределения: а в какой роли мне комфортно. Это позволяет оценить и увидеть свои дефициты и на этом основании правильно встраиваться в работу команды. Один человек давно уже не работает в масштабных проектах, для решения настоящих задач всегда нужна команда».

Некоторые подходы из представленной модели и ее доработанных вариантов будут внедрены в магистерские программы ТПУ уже в 2022 году. Как отметил на презентации и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев, к 2025 году все программы ТПУ так или иначе пройдут «пересборку».