Стать студентом можно после школы. А можно и после работы: такой путь для себя выбрала Наталья Кривобок. Она руководит одним из подразделений кадрового центра «Работа России» и свой диплом экономиста-менеджера получила еще в 2009 году. Вряд ли тогда она бы поверила, что сможет вновь стать студенткой через 14 лет, да еще и учиться на бюджете. Однако так и случилось: Наталья и несколько ее коллег решили поступать в магистратуру Томского политеха на направление «Цифровая аналитика». Как рассказывает сама, чтобы меняться вместе с трансформацией отрасли, ведь она стала ставить новые, интересные вызовы и требовать новых решений.
Об этом в материале журналиста tomsk.ru.
Быть готовым к переменам — новый важный навык
Сейчас служба занятости в стране серьезно меняется: от фирменного названия до проектов модернизации всех систем работы с людьми, включая цифровые площадки работы с клиентами. Подобные изменения затрагивают многие предприятия и организации, так что тем, кто там работает, нужно осваивать новые компетенции и навыки.
«Эмоционально и психологически сейчас нужно быть настроенным, что ты работаешь в период глобальных перемен. Раньше мы четко знали, что будет завтра. А сейчас полностью все меняется: концепции, подходы работы с клиентами, новые показатели, направления. Кроме того, вместе со службой занятости работает Федеральный центр компетенций, который пересматривает всю работу системы труда и занятости. Работать в режиме перемен и не пугаться их — это тоже особый навык. С теми знаниями, которые мы получили когда-то, мы можем оказаться не нужны. Необходимы знания работы в цифровой среде», — рассказала Наталья.
Перемены должны с чего-то начаться. И для Натальи (как и для всего ее отдела), катализатором стал один из сотрудников, который поступил в магистратуру и начал параллельно учиться и работать. Со временем он стал приносить новые идеи, как улучшить работу отдела и даже создал для коллег цифровой сервис, который существенно упростил их работу. А поскольку подразделение занимается статистикой и анализирует ситуацию на рынке труда, цифровизация пришлась как нельзя кстати. Итогом стал корпоративный портал с аналитической панелью, где каждый из сотрудников и руководителей видит, насколько они достигли определенных показателей и на что нужно обратить внимание. Вместо трудоемкой работы раз в неделю данные стали доступны ежедневно в виде наглядных графиков и таблиц.
«Мой заместитель Александр в течение двух лет ходил на занятия, меня спрашивал: «А у нас это как? А давай у нас это внедрим». И это подействовало, как глоток свежего воздуха. Я по его примеру заинтересовалась, стала читать теорию, что нового в менеджменте, маркетинге происходит. Позже узнала о программах магистратуры от представителей Томского политеха на Ярмарке вакансий и сомнения окончательно развеялись», — рассказывает Наталья.
Кадровый центр в итоге стал партнером Политеха и предложил студентам-магистрантам в рамках практической подготовки разработать еще один модуль для их аналитической панели. Сейчас он готов и проходит тестирование.
Новые компетенции для бизнес-аналитики
Программу по «Цифровой аналитике» в Томском политехе запустили в 2022 году. По словам ее руководителя, доцента Бизнес-школы вуза Светланы Поповой, сейчас специалисты по бизнес-аналитике, системной и дата-аналитике стали очень актуальными. Потому в основу обучения легли именно инструменты и навыки цифрового анализа.
Программу разрабатывали на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK. Так что с первого семестра студенты знакомятся с базами данных и постепенно, к выпуску, доходят до построения стратегий и форсайт-технологий, а также разработки итогового проекта.
«Наша программа — как живой организм, и мы корректируем ее не только по требованиям внешних условий и рынка, но и по запросам студентов: например, добавили больше работы по базам данных, помимо Майкрософт сейчас анализируем доступные отечественные программы в моделировании, построении дашбордов», — рассказала Светлана Попова.
«Цифровая аналитика» — это не только про навыки работы с данными и программами, но также проектная работа, развитие Soft Skills в области бизнес-коммуникаций, современных практик управления, развития инженерного и стратегического мышления.
Кстати, для выпускников такой программы открыты вакансии бизнес-аналитика, аналитика данных или маркетолога-аналитика. Зарплата у таких специалистов – около 100 тысяч рублей на территории России (по данным hh.ru).
Что изучают студенты программы:
- Базы данных;
- GR-менеджмент;
- Теорию инноваций;
- Экономику и архитектуру предприятия;
- Основы цифрового маркетинга;
- Алгоритмы и инструменты бизнес-аналитики;
- Математические методы в управлении и машинное обучение;
- Теорию решения изобретательских задач и многое другое.
Итоговый проект может быть основан на задаче реального предприятия или реализован в качестве стартапа. Эксперты подскажут, как лучше привлечь к нему финансирование. Например, для одного из проектов студенты настраивали аналитику по схеме теплоснабжения предприятия, для другого — разрабатывали и оформляли дашборды в Power BI. Кейс от «Работы России» стал еще одним способом для студентов проявить себя и почувствовать свой вклад в реальную задачу.
Когда желание учиться заразительно
Увидев эффективность созданных студентами проектов и оценив, насколько прокачался ее собственный сотрудник, Наталья тоже решилась стать студенткой. Отклик от коллег был для нее неожиданным: когда она объявила о решении, несколько коллег решили поступать вместе с ней. У всех за плечами специалитет, опыт в аналитике и желание улучшить свою работу. Готовиться начали вместе, постоянно обсуждали поступление и проверяли друг друга. Постепенно обучением заинтересовались сотрудники других отделов и подразделений центра.
«Может, эмоционально наш настрой сыграл – девочки уже предвкушают, какие проекты с Политехом делать и что спросить. Это решение осознанное: мы знаем, куда это будем применять, где это пригодится, знаем, что нам нужно спросить. По сути у нас уже есть готовая проектная группа, это подталкивает двигаться дальше и дает чувство опоры», — делится Наталья.
Огромным подспорьем для будущих взрослых магистрантов стало то, что обучение идет в вечернее время, и есть возможность учиться на бюджете, если у тебя за плечами только специалитет. Наталья отметила: у многих взрослых сотрудников есть ошибочное убеждение, что магистратура для работающих людей доступна только платно, и повышение квалификации и курсы остаются единственным вариантом.
«Мы все с семьями, у нас у всех много расходов, и выделить средства на полноценное обучение довольно сложно. Потому для меня самой было открытием, что можно учиться так, еще и во внерабочее время. Я ведь смотрела, как мой заместитель справляется, будет ли брать учебные отпуска. Но за время его обучения он спокойно совмещал учебу и работу», — поделилась Наталья.
Главное в обучении — не возраст
Именно соединение в группах выпускников-бакалавров и работающих сотрудников дает дополнительный и мощный положительный эффект от программы, отметила Светлана Попова. По ее словам, так молодежь может обрести дополнительный опыт и навыки, а взрослые сотрудники найти новые идеи и привлечь юных одногруппников в свои компании.
«Студенческие группы — это не только учеба, но и формирование комьюнити. Когда с вами учатся профессионалы такого класса, студенты подтягиваются к ним и стараются держать уровень. Например, на программу пришел директор одной из томских фирм. Он взял от обучения максимум и еще набрал у нас команду: многие студенты с параллельных программ пошли к нему работать», — рассказала Светлана.
Главное для обучения — это не возраст, а заинтересованность и навыки. Программа «Цифровая аналитика», например, подходит для людей с базовым математическим, IT-образованием или просто с хорошим знанием компьютерных системам. Также она будет интересна тем, кто работает в проектных офисах компаний, информационных отделах, и тем, кто настраивает бизнес-процессы в рамках бережливого производства.
«Сейчас предприятия переходят на другой уровень управления, внедряют дашборды, моделирование процессов, быстрые коммуникации и аналитические отчеты для грамотного управления. И пока не хватает сотрудников, которые могут анализировать данные и настроить цифровую отчетность для каждого отдела. Ведь анализ — это не сами технические средства. Это умение делать выводы, ставить задачи, формулировать ответы. Наши студенты этому учатся, и, я уверена, будут востребованы», — отметила Светлана.