Томский политех
19.11.2023

Что общего у доцента и профессора: преподаватели ТПУ о своей работе

Сегодня, 19 ноября, отмечается День преподавателя высшей школы.

О своей работе преподаватели Томского политехнического университета рассказали журналистам РИА Томск.

Путь в Томском политехе для доцента отделения электронной инженерии Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности Андрея Коломейцева начался в 2011 году. Тогда он приехал в Томск из Казахстана с дипломом выпускника «Назарбаев Интеллектуальной школы». Андрей поступил в один из ведущих политехнических вузов страны – в ТПУ. Здесь его взял «под крыло» профессор ТПУ Валерий Бориков.

«Валерий Николаевич «подобрал» меня, когда я мог предаться всем «радостям студенческой жизни» – найти подработку и проводить на рабочем месте больше времени, чем в университете, или просто начать несерьезно относиться к учебе. Он встречался с нами, молодыми студентами, спрашивал, кто чем хочет заниматься. И предложил мне погрузиться в науку. Так все началось», — вспоминает политехник.

Профессор отправил студента сначала на одну научную конференцию, затем на другую. По его инициативе Андрей начал писать статьи, участвовать в конкурсах и различных проектах. Вместе они провели немало времени, обсуждая науку и технологии. Параллельно Андрей вовлекался в рабочие процессы университета: устроился лаборантом, а затем инженером на кафедре, ассистентом и старшим преподавателем. В 2023 году он получил должность доцента. Андрей преподает предметы, связанные с электроникой, конструированием электронных устройств, компьютерным моделированием. В общей сложности он работает в ТПУ 11 лет.

«Треть жизни. Мне сильно повезло встретить хороших наставников на старте. Именно благодаря этим встречам я увидел себя в науке и за университетской кафедрой», — подчеркивает политехник.

При этом, уверен Андрей Коломейцев, особенность любой должности, позволяющей преподавать в университете, в том, что такой сотрудник обязан постоянно поддерживать собственные знания на высоком уровне, а по отношению к студентам быть, в первую очередь, бескорыстным.

«Доцент или профессор – неважно. Каждый преподаватель должен быть умнее всех ровно потому, что у него нет другого выбора. Он не имеет права не знать ответа на какой-то вопрос студента. Наука и технологии развиваются стремительно. Бывает, можно пропустить какое-то открытие, и все, можно считать, что профнепригоден. Ты готовишь ребят, вкладываешься по полной. Но студенты однажды уйдут, не у всех жизнь будет связана с университетом. Но ты все равно вкладываешь усилия в каждого. Это и есть бескорыстность – готовить кадры, открывать для студентов двери в науку и технологии, учить их быть лучшими в отрасли, понимая, что они не станут в будущем твоими коллегами по вузу», — объясняет он.

Доцент отделения химической инженерии Инженерной школы природных ресурсов Мария Киргина преподает в политехе 10 лет и столько же развивает свою научную группу. Первую лекцию для студентов, вспоминает Мария, она провела, когда училась на втором курсе аспирантуры и параллельно работала ассистентом на кафедре.

«И двое студентов из тех, что тогда – много лет назад – были на моей первой паре, работают сегодня в моей научной группе. Один из них уже защитил диссертацию, второй готовится к защите», — говорит Мария Киргина.

Ее группа работает с моторными топливами – занимается созданием новых топлив и усовершенствованием уже имеющихся, делает арктическое топливо, которое не застывает при минус 50-70 градусах, ищет новые процессы, катализаторы и сырье. Один из таких проектов посвящен разработке комплексной технологии для получения топлива в Арктике.

«Обычно в Арктике добывают сырье, а топливо из него делают уже на нефтеперерабатывающих заводах на материке. Расходы колоссальные – вывезти с Арктики, получить топливо, отвезти обратно. Значит, топливо нужно производить на месте, прямо в Арктике. Современные технологии не подходят для производств больших объемов в арктических условиях, поэтому мы разрабатываем новую технологию – она позволит делать топливо, например, непосредственно на месторождении. И такое топливо будет работать при экстремально низких температурах», — объясняет она.

Учебный и научный процесс в работе преподавателя должны идти рука об руку, уверен профессор-консультант отделения экспериментальной физики Инженерной школы ядерных технологий Иван Чернов. Иван Петрович работает в Томском политехе с 1958 года – он устроился в НИИ ядерной физики при Томском политехническом институте сразу после окончания вуза. Прошел путь от аспиранта до декана факультета, а сегодня работает в должности профессора-консультанта. Огромный опыт позволяет ему судить о том, что же является венцом карьеры преподавателя, максимальной точкой профессионального пути.

«Нет, это не получение должности декана или ректора. На мой взгляд, это учебники. Я, например, преподаю физику и у меня есть учебник по этой дисциплине, созданный в соавторстве с другими учеными. Это опыт мне очень дорог», — делится он.

Профессор добавляет, что руководство научными проектами, дипломными и курсовыми студентов – это большая нагрузка для преподавателя, в том числе потому, что одномоментно в работе могут находиться десятки таких проектов, а исследования могут длиться годами. При этом преподаватель тратит немалое количество часов на подготовку к лекциям и самообразование.

«Все это делает преподавателя «многостаночником». Умение сочетать различные виды деятельности и умудряться выполнять их, имея всего 24 часа в сутки, – это приходит с опытом», — говорит Иван Петрович.

Он добавляет, что самой большой наградой для преподавателей остаются успехи учеников, которые «обходят своего наставника» в науке, становятся руководителями производств и модернизируют все сферы нашей жизни.