C нового учебного года в Томском политехническом университете будет реализовываться трехуровневая модель проектного обучения для всех программ бакалавриата и специалитета. Она включает вводный курс, учебные, исследовательские и индустриальные проекты.
Обучение начнется с дисциплины «Введение в проектную деятельность», которая появится в расписании с сентября 2023 года. Изучать ее будут первокурсники всех инженерных школ вуза. Новая дисциплина разработана в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» и нацелена на формирование у студентов базовых навыков проектной деятельности.
Проектный подход – один из основных принципов подготовки современного инженера. Томский политех уделяет большое внимание развитию проектного обучения. В том числе в рамках стратегической ставки вуза «Новое инженерное образование», направленной на создание и верификацию новых моделей инженерного образования и технологического предпринимательства.
«Проектная составляющая должна присутствовать в любой модели программы подготовки инженеров, что, в свою очередь, должно отвечать текущим запросам рынка труда на специалистов с опытом работы в реальных проектах. Дисциплина направлена на формирование базовых навыков проектной деятельности. Это позволит студентам в дальнейшем самостоятельно реализовывать свои инженерные проекты, как во время учебы, так и после окончания университета», – комментирует директор Центра проектного обучения и работы с талантами Томского политеха Илья Петлин.
Одними из первых изучать новую дисциплину начнут студенты Инженерной школы энергетики, обучающиеся по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника». Занятия начнутся с сентября 2023 года. Преподавать ее будут сотрудники Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова с привлечением представителей Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов. Это специалисты в области автоматизации теплоэнергетических процессов, промышленной теплоэнергетики, тепловых и атомных теплоэлектростанций, парогенераторостроения и парогенераторных установок.Дисциплина, разработанная для первокурсников-теплотехников, состоит из двух этапов. Первый проходит в формате пятидневного интенсива, во время которого студенты будут очно работать с командой преподавателей-практиков в составе групп. Интенсив включает выполнение мини-проектов, лекции от ведущих ученых о современных проблемах теплоэнергетики с точки зрения науки и промышленности, решение кейсов, а также деловые игры и мастер-классы, направленные на формирование тематик и заделов для групповых учебных проектов. Реализовать их под руководством кураторов студентам предстоит на втором этапе до окончания семестра. Итогом этой работы станет публичная защита полученных результатов перед экспертным советом, в который войдут профессора и преподаватели Томского политеха, представители научных сообществ и индустриального сектора.
«Одна из задач новой дисциплины – знакомство студентов-первокурсников с ресурсами и возможностями университета, предоставляемыми для ведения проектной деятельности в рамках образовательного процесса. Во время прохождения интенсива они получат опыт работы и выстраивания коммуникации в кросс-функциональных группах. Кроме того, студенты получат навыки проектной деятельности, необходимые для успешной реализации групповых учебных, исследовательских и индустриальных проектов», — говорит директор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Томского политеха Дмитрий Глушков.
«Знание и понимание основ проектной деятельности – необходимая компетенция для инженеров всех специализаций. Если ожидаемый положительный эффект подтвердится, опыт Инженерной школы энергетики будет адаптирован и транслирован на другие направления подготовки в бакалавриате и специалитете Томского политеха», – отмечает заместитель проректора по образовательной деятельность Елена Кабаева.