Единственный в стране действующий вузовский исследовательский ядерный реактор Томского политехнического университета — это уникальная образовательная площадка. Ежегодно обучение на реакторе проходят более 400 студентов-политехников. Часть из них уже во время учебы в магистратуре присоединяются к коллективу реактора. В этом году на разные должности приняты сразу восемь студентов-магистрантов Инженерной школы ядерных технологий — это практически 10 % от общей штатной численности сотрудников.
Студенты на практике приобретают навыки управления ядерно-энергетической установкой, обеспечения физической защиты объектов использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности.
«Как проходит отбор студентов? Прямо во время учебы в бакалавриате. В первую очередь присматриваемся к самым толковым, тем, кто принимал участие в научных проектах. Естественно, учитываем способности ребят: тех, кто умеет считать, — в «расчетчики», тех, кто умеет работать с аппаратурой, — в дозиметристы, самых ответственных — в инженеры по управлению. Спектр профессий очень широкий: дозиметристы, механики, электромеханики, операторы, лаборанты, инженеры-физики, техники… В целом часто опираемся на личное восприятие каждого студента. У нас главное — это не соблюсти формальные критерии, а собрать толковый коллектив, в котором будут трудолюбивые, психологически совместимые, мотивированные сотрудники», — рассказывает руководитель группы технической документации исследовательского ядерного реактора ТПУ Иван Лебедев.
Студенты устраиваются работать на реактор почти каждый год. Они проходят необходимые проверки без скидок на возраст и опыт, стажируются и сдают внутренние экзамены. После окончания магистратуры многие из них остаются работать на реакторе.
В этом году студенты приняты на позиции инженеров-дозиметристов, механиков, инженеров по управлению, инженеров-физиков, электромехаников.
«На реакторе я работаю с начала сентября в лаборатории № 33. В мои обязанности входит дистанционное управление установкой ядерного легирования кремния, его отжиг, дезактивация контейнеров. Смена длится 12 часов. Пока что я работаю на установке под присмотром старших сотрудников (на момент написания статьи – ред.). Задачи зависят от того, какой план работы обозначен на каждую конкретную смену. Иногда это только легирование либо легирование и отжиг образцов. После окончания учебы я планирую остаться работать в атомной отрасли, но конкретное место назвать пока не могу, так как вариантов очень много — это различные НИИ, атомные электростанции, атомные ледоколы», — говорит студент второго курса Кирилл Саламатов.
Студент первого курса магистратуры Василий Филонов в сентябре был принят на должность инженера по управлению в службу эксплуатации реактора. Он проходит стажировку на реакторе и сдает все необходимые внутренние экзамены.
«Это отличная возможность получить опыт, непосредственно связанный с моей специальностью, лучше узнать о рабочих процессах, попробовать себя на практике. Несомненно, планирую и дальше работать в атомной отрасли. Очень привлекают такие объекты, как Белоярская или Ленинградская АЭС, а также заграничные проекты», — поделился Василий.
Полное интервью со студентами можно прочитать в новом номере газеты «За кадры».