Результаты недавно проведенного исследования по итогам приемной кампании 2022 года показали, что талантливые абитуриенты из других субъектов Российской Федерации часто рассматривают Томск как город для получения высшего образования наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, и образовательный бренд города существенно влияет на их выбор.
Исследование проводилось Томским политехом и агентством «Университеты и маркетинг» в сентябре-октябре 2022 года. В нем приняли участие 3 200 человек — это поступившие первокурсники, абитуриенты, выбравшие другие регионы, родители абитуриентов и студенты четвертого курса. Исследование проводилось в формате онлайн-анкет, телефонных опросов, глубинных интервью и фокус-групп.
Данные исследований говорят о том, что абитуриенты из других регионов и стран выбирают не просто университет, а модель образовательной миграции, рассматривая Томск в одном ряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Новосибирском.
Важными факторами выбора Томска, кроме качества образования, для них являются доступная стоимость жизни, приятный, комфортный и зеленый город. При этом абитуриенты бакалавриата и специалитета реже стремятся к образовательной миграции, для них наиболее важен фактор близости к дому. Для поступающих в магистратуру сама смена места проживания часто является одним из факторов выбора образовательной траектории.
«Относительно образовательного бренда региона мы получили ряд интересных инсайтов. Например, не подтвердилась гипотеза о том, что в Томске работает «выталкивающая» модель образовательной миграции, то есть что основное стремление абитуриентов из Томска — уехать в Москву и Санкт-Петербург. Конечно, самые талантливые стремятся уехать, но тут может быть поставлена задача не удерживать, а замещать отток. Эта гипотеза подтвердилась: наибольшее число абитуриентов с баллами 241-260 поступают из других субъектов Федерации, при этом они рассматривают Томск как образовательную дестинацию наряду с Санкт-Петербургом и Москвой, а также Новосибирском, и отмечают ряд преимуществ для себя»,
— говорит директор агентства «Университеты и маркетинг Ольга Бакуменко.
По словам эксперта, абитуриенты оценивают Томск «как студенческий город, зеленый и комфортный, с удобной транспортной доступностью и невысокой стоимостью жизни».
«В рамках исследования мы сегментировали абитуриентов не только по социально-демографическим параметрам, но и по кластерам потребностей. Оказалось, что один из кластеров — это абитуриенты, которые хотят получить образование, сравнимое со столичными университетами, но не хотят жить в столицах», — отмечает эксперт.
В свою очередь студенты-первокурсники из Томска и Томской области, отвечая на вопрос, почему они решили остаться в регионе, отметили, что «не видят смысла уезжать, так как здесь прекрасное образование и карьерные перспективы» (67,8 %) и «остались, потому что здесь живут семья и друзья» (66,2 %).
Не подтвердились гипотезы о том, что студенты остаются в регионе, потому что у них уже есть работа (15 %) или не было финансовой возможности уехать (13,4 %). К другим факторам, побуждающим остаться, относятся привязанность к родному краю, «красивый город с большим количеством возможностей», природа Томской области.
Опрос респондентов, которые в итоге выбрали вуз в другом городе, также выявил влияние «фактора Томска». Так, абитуриенты из Томска и области хотели уехать из региона в Москву и Санкт-Петербург и рассматривали только столичные вузы. Некоторые абитуриенты из других регионов и стран отказались от учебы в Томске, так как оценили издержки на переезд как высокие. Кроме того, на решение не в пользу Томска повлияла низкая транспортная доступность.
Справка:
В 2022 году на очную форуму обучения по всем уровням образования в Томский политех подал заявление 9 831 человек. Общее количество зачисленных абитуриентов составило 4 342 человека. Из них на бакалавриат пришлось 2 185, на программы уровня магистратуры зачислено 1453 человека. Средний балл ЕГЭ по итогам приемной кампании 2022 года составил 74,4, что на 0,38 выше прошлого года.