Томский политех
05.06.2023

«Изобрел — продай!»: кто и как делает из инженеров предпринимателей

Максим Огородников изучал электронику и наноэлектронику в Томском политехе, знал, как это важно и перспективно. А в свободное время играл в музыкальной группе. И в какой-то момент его осенило: музыка – это же в чистом виде электроника! Погрузился в специальность, придумал синтезатор с модулями для обработки звука, поступил в магистратуру Школы инженерного предпринимательства – и недавно получил 1 млн рублей на развитие бизнес-проекта. О том, как научить инженера быть предпринимателем, какие навыки нужны в BANI-мире и почему большие корпорации обращаются за помощью к студентам, рассказали журналисты tomsk.ru.


Есть идея

Стоимость синтезатора Огородникова – около 70 тысяч рублей. Себестоимость – в разы меньше («С электроникой всегда так, себестоимость вашего айфона – около 20 тысяч рублей», — улыбается Максим). Идею он вынашивал года три – с того момента, как вдохновился своей инженерной специальностью. В декабре 2021 года собрал, наконец, первую модель.

«Электроника, я бы сказал, равно музыка – все ноты, все звуки состоят из определенных волн. Они раскладываются математически, описываются уравнениями. Поэтому музыка – очень инженерная штука, и инженер может воссоздать музыку через электронику», — говорит Максим Огородников.

Конечно, сам по себе синтезатор – мягко говоря, не новый продукт на рынке. Но, во-первых, Максим и команда предложили новый подход – они планируют совместить сам синтезатор и модули обработки (эффект рок-гитары, эффект «под водой», эффект эха) в цельное устройство. Таких продуктов на рынке нет. Во-вторых, российский рынок сейчас – не паханое поле: с него ушли все зарубежные игроки, а то, что еще можно достать (в том же сегменте по качеству звука и по функционалу), стоит от 300 тысяч рублей.

«Но придумать классную штуку не достаточно. Только кажется, что все очевидно: собирай да продавай. А кому продавать? Как достучаться до этих людей? Какова емкость рынка? Как на него выйти? Чтобы подступиться к этим вопросам, нужна некоторая экспертиза. Про это есть Школа инженерного предпринимательства ТПУ. Закончив бакалавриат в  Инженерной школе неразрушающего контроля и безопасности, я поступил в магистратуру ШИПа. Этим летом защищался по программе «Диплом как стартап», собираюсь поступать в аспирантуру, чтобы совершенствовать разработку с точки зрения научной составляющей».

Максим Огородников и еще 12 студентов ТПУ (в том числе герой видео Отто Гейс) в июле стали победителями первой очереди федерального конкурса «Студенческий стартап» и получили по 1 млн рублей на реализацию своих бизнес-проектов.

Отто Гейс в этом году закончил бакалавриат Инженерной школы информационных технологий и робототехники, а ШИП курировала его диплом, защищаемый в виде стартапа. Отто занимается разработкой и внедрением  автоматизированного комплекса для цифровой оптической оценки дисперсного состава нефтяной эмульсии. Нефтеперерабатывающие заводы благодаря этому прибору смогут понимать, каким методом лучше разрушать нефтяные эмульсии, чтобы сделать переработку более эффективной.

«Стартап как диплом – это хорошая практика для любого инженера, политехника. Это возможность посмотреть на свою разработку с точки зрения организации. Начинаешь понимать, почему все работает так, а не иначе. Происходит некий коннект ученого с бизнесом и производством», — считает Отто Гейс.

Навыки эпохи турбулентности

Предпринимательские треки в вузах стали модными лет пять назад, когда о необходимости прививать соответствующие компетенции заговорили по всей стране. В Томском политехе системно этой темой занимаются еще с 2011 года, тогда в вузе появился Полигон инженерного предпринимательства. Оттуда выросла целая экосистема развития и поддержки студенческих бизнес-идей: от физических мест, где можно создать первый прототип своей разработки и обсудить проект с коллегами и наставниками до конкурсов, программ поддержки и акселерации.

В 2017 году студенты Томского политеха одними из первых в стране начали защищать дипломы в виде стартапов. Тогда такая «опция» была у тех студентов, кто изучал собственно технологическое предпринимательство. Сейчас защитить стартап может студент любого направления в ТПУ, для студентов всех школ есть сквозной образовательный курс по предпринимательству.

В год через экосистему технологического предпринимательства в ТПУ проходит более 4000 студентов. Даже по официальным данным Минобрнауки России, каждый седьмой диплом в виде стартапа в РФ защищается в Томском политехе.

Но это не значит, что цель — сделать  каждого выпускника предпринимателем. Но в томском инженерном университете уверены, что эти знания пригодятся каждому.

Руководитель Школы инженерного предпринимательства Наталья Чистякова поясняет:

«Раньше был популярный термин – VUKA-мир (от volatility, uncertainty, complexity, ambiguity: нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность). Сейчас мы переходим к BANI-миру (brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый). Это мир хаотичный, с постоянно меняющимися условиями. Предпринимательские навыки в нем лишними не будут, даже если результатом не станет собственный бизнес. В конце концов, даже если ты не генератор идей и не создатель стартапа, ты можешь присоединиться к команде. Например, Максим Огородников защищал своей проект как стартап,  и одновременно по этой же разработке защищался другой наш студент, который в команде занимается маркетингом».

По мнению Натальи Чистяковой, четыре важнейших навыка предпринимателя — это:

  • Умение договариваться. Без него невозможно построить качественные взаимоотношения с партнером, коллегами, поставщиками, клиентами.
  • Отсутствие страха ошибки. Культура провала у нас в стране – огромная проблема, которая многим не дает сделать шаг вперед.
  • Понимание основ экономики и финансов, умение просчитывать риски.
  • Компетенции в маркетинге.

«Сейчас ТПУ находится в процессе трансформации всего образовательного блока – мы заявили об амбициях сформировать новую модель инженерного образования. Соответственно, трансформируется и наша школа, — рассказывает Чистякова. — Самые серьезные изменения коснутся магистратуры, в частности, с 1 сентября на направлении «Инноватика» мы начинаем реализацию мультимодальной системы обучения».

Направление «Инноватика» — это четыре образовательных  программы: «Цифровой маркетинг» (самое популярное направление, куда всегда большой конкурс), «Цифровая  аналитика», «Прикладной системный инжиниринг» и «Технологическое предпринимательство». У каждой программы есть Совет партнеров из действующих предпринимателей. Например, в «Цифровом маркетинге» это известные в своих кругах Ольга Пасечник (директор компании «К-Медиа»), Игорь Соколовский (помощник директора ТНЦ СО РАН по перспективному развитию, экс-директор кластера «Информационные технологии и электроника Томской области») и Дмитрий Исаенко. Именно партнеры «приводят» в вуз кейсы для ребят, на которых строится обучение в первый год.


«В первом семестре все группы образовательных программ перемешиваются и погружаются в проектную работу по выбранным кейсам. Ребята проводят анализ портрета потребителя, глубинные интервью (customer development), формируют уникальное торговое предложение. Каждая неделя заканчивается трекшн-митингами – отчетом в отработке задач перед экспертами программы. В конце семестра – DemoDay, когда заказчику презентуется финальная работа, — рассказывает Наталья Чистякова. — Заказов на проектную работу очень много. Например, был интересный кейс от «АТЕК» (вторая компания в СНГ по водоочистке) — студенты «крутили» водоподготовительное оборудование в аграрном секторе.

По словам Чистяковой, в школу чаще всего попадают кейсы по продуктам, которые не являются основными для заказчика, но потенциально могут быть интересны потребителям (а руки до них не доходят…). Например, томскому «Микрану» студенты просчитывали рыночные перспективы охранных датчиков сигнализации для рыболовных хозяйств.

Под надзором профессионалов из Совета партнеров решения получаются очень даже рабочими, многие студенты прямо на DemoDay получают предложение о работе. Тесная связка с промышленностью всегда была сильной стороной Томского политехнического университета.

«Новшество этого года в том, что студент, приходя на любую из четырех образовательных программ, может пойти на проектную деятельность по другому профилю. За счет этого усиливается их индивидуальная траектория, — рассказывает Наталья Чистякова. — Плюс также в том, что проектная работа — это всегда про навыки и про умения. Это ручками что-то поделать, чтобы потом на рынке быть востребованным. Во втором семестре наступает та самая мультимодальность —  студенты маркетологи могут заниматься проектной деятельностью по цифровым двойникам, а аналитики заниматься продвижением в цифровой среде. В третьем семестре они возвращаются к своей траектории и добирают hard skills по специфике своей образовательной программы. И на выходе у студентов появляется возможность написать выпускную работу по любой из траекторий».

«Мы, как вуз, должны не просто научить ребят работать руками, прокачивать им «тяжелые» и «мягкие» навыки. Мы должны ставить более высокую планку и формировать у своих студентов особое мышление, — подчеркивает Наталья Чистякова. – В свое время мы заменили в магистратуре предмет «философия» (классическая философия Гегеля и Канта) на «философские и методологические подходы к науке и технике». Сейчас мы пошли дальше и вместо него вводим курс «Инженерное мышление». Его разработал специально для Политеха приглашенный коллега. Ребята будут учиться творчески подходить к задачам, конструированию, проектированию в контексте промышленной революции и развития технологий. Чтобы понимать, как самим становиться локомотивами этого развития».