Томский политех
21.09.2023

Преподаватель Евгений Мыцко: о плюсах работы с «железом» и отказе от экзаменов «по билету»

Главная задача при подготовке кадров для IT-сферы — воспитать специалистов, умеющих находить неочевидные решения задач любой сложности. В этом убежден преподаватель Инженерной школы информационных технологий и робототехники Евгений Мыцко. Еще один его педагогический принцип — индивидуальный подход к оцениванию знаний каждого студента. Те, в свою очередь, называют Евгения Мыцко одним из любимых преподавателей ИШИТРа. Он и стал очередным героем новой рубрики о преподавателях Томского политеха, про которых рассказывает Служба новостей.  

О том, почему преподаватели не стареют

Преподавательский стаж Евгения Мыцко — восемь лет. Достаточный срок, для того чтобы убедиться: решение остаться в университете, принятое на втором курсе магистратуры, было правильным.

Евгений учился на направлении «Информатика и вычислительная техника». Еще на бакалавриате начал писать научные статьи, публиковаться в журналах. Наука неразрывно связана с преподаванием. Поэтому было решено пойти дальше в магистратуру, а потом и в аспирантуру.

«Было доверие к научным руководителям. И Андрей Николаевич Мальчуков, и Валерий Львович Ким говорили, что этот путь — отличный вариант для меня. И было понимание:   хуже моя жизнь от того, что я останусь в университете, точно не станет. Напротив, откроются новые интересные возможности и перспективы плюсом к практическим навыкам программирования, которыми я владел как айтишник», — рассказывает Евгений.  

Сегодня он преподает у бакалавров, обучающихся на направлениях «Информатика и вычислительная техника» и «Автоматизация технологических процессов и производств». Делает он это на протяжении всех восьми лет с неугасающим удовольствием.

«Мне нравится общаться со студентами, нравится давать им знания и быть проводником в профессию. Это особенное чувство, когда на первый курс приходит студент, который не знал о программировании ничего, а спустя время он может самостоятельно написать программу. В этом моя мотивация. Есть выражение: „Преподаватели не стареют“. Когда все время общаешься с молодежью, заряжаешься их молодой энергией, азартом, тогда и сам себя начинаешь ощущать соответственно», — признается Евгений.

О том, как выиграть конкуренцию на IT-рынке 

«Будучи студентом, я мечтал о том, как изменил бы те или иные моменты в подходе к преподаванию. Сейчас у меня такая возможность появилась», — рассказывает Евгений.

С нового учебного года образовательная программа «Программирование вычислительных систем», руководителем которой он является, будет преподаваться в обновленном виде. Например, количество часов на программирование увеличится в два раза. Раньше их было меньше в пользу дисциплин базового модуля, из-за чего студенты, по их же собственному признанию, не получали достаточное количество практических навыков. Теперь они будут много заниматься программированием начиная с первого курса.

Еще одна задача, которую поставил перед собой Евгений при модернизации программы, — сделать так, чтобы она отличалась от «Программной инженерии», «Информационных систем и технологий» и других направлений. 

Мы сделали уклон в сторону „железа“. Это более фундаментальное программирование, на аппаратном уровне. Условно: мы учим, как написать программу для „железки“. Программирование аппаратуры требует от специалиста больше навыков и компетенций, чем, скажем, написание веб-сайта. Обучение у нас заточено на то, чтобы выпускать специалистов, которые умеют не только писать программы, но знают компьютер c точки зрения программиста: как работает процессор, память, материнская плата и так далее. Это дает им большое преимущество на IT-рынке, — поясняет Евгений.

Модернизация образовательной программы, отмечает Евгений, вопрос не одного года. Это длительный процесс, требующий досконального анализа, учета недоработок и дальнейшей корректировки. 

О том, почему сегодня нет профессии «программист»

Творческий проект — одна из дисциплин, которую осваивают бакалавры направления «Информатика и вычислительная техника», в том числе под руководством Евгения Мыцко. На первом курсе студентам предлагается список тем будущих проектов и руководителей на выбор. Заниматься ими в рамках информационных технологий они могут в течение всех четырех лет. Конечный продукт —  программное обеспечение. Это может быть веб-сайт, программа для «железки» или мобильное приложение. 

«Сегодня нет профессии „программист“ как таковой. Есть, например, frontend-разработчик, backend-разработчик, android-разработчик, программист встраиваемых систем, системный программист, разработчик C++/Java/Python и так далее. Творческий проект — оптимальный формат для поиска своего будущего направления. Мы даем возможность студенту попробовать себя в разных  ролях и определиться, что ему действительно интересно. При этом менять выбор темы и проекта можно в течение обучения», — подчеркивает Евгений.

О том, почему будущее – за «железом»

Заинтересовать студента, замотивировать его — большой вызов для руководителя любой образовательной программы. Евгений не скрывает: говорить студентам, осваивающим IT-направление, о том, что они не найдут работу, если не будут уметь программировать «железо», значит говорить неправду. Найдут, конечно. Программировать железо сложнее, чем написать веб-сайт. При этом написание веб-сайта имеет из самых низких порогов и быстрых способов вхождения в IT-сферу. Ты освоил данный навык и уже можешь зарабатывать деньги. Конечно, не все готовы тратить время и усилия, чтобы учиться программировать «железо».

Когда-то я сам сделал выбор в пользу фундаментального программирования. И не пожалел об этом. Сегодня я говорю студентам: вы не потеряете, если научитесь программировать аппаратуру. Это база, основа. Владея ею, всегда можно переключиться и переучиться на более высокоуровневые вещи. Если вы научитесь программировать „железо“, написание сайтов будет для вас как хобби. Я сам, обучаясь в магистратуре, подрабатывал написанием сайтов, — рассказывает преподаватель.

Данное направление, по словам Евгения, особенно актуально сейчас, когда стоит задача  поднимать отечественные решения в области «железа». Для этого нужны разработчики. Выпускники модернизированной программы смогут разрабатывать программное обеспечение, в том числе и для отечественных операционных систем.

«Моя задача как преподавателя команды ИШИТРа — сделать так, чтобы наши выпускники могли широко проявить себя в IT-индустрии. Это разработка программного обеспечения, проектирование микропроцессоров, разработка систем в сфере автоматизированных систем управления технологическим процессом. То есть выполнение задач в рамках IT-сферы, где нужны навыки программирования и понимание как работает аппаратура».   

О необходимости нестандартных ходов

Талант в IT-сфере, убежден Евгений, — это умение не только программировать, но и искать нестандартные ходы. Талантливый специалист может не знать, как решается данная конкретная задача. Но он обязательно придумает решение, причем сам.

«В  IT-сфере наравне с навыками ценится способность не пасовать перед сложной задачей и искать информацию для ее решения. Я повторяю своим студентам: „Айтишники учатся всю жизнь“. Я и сам не перестаю учиться, восполняю пробелы в собственных знаниях. Каким бы подкованным в своей сфере ни был человек, он не может знать в ней абсолютно все. Но должен к этому стремиться. Я использую литературу, видео по тематике, онлайн-курсы. Закрытые пробелы позволяют мне более качественно преподавать. К лекции я обычно готовлюсь за два-три дня. Для меня важно быть готовым ответить на любые вопросы по теме, которые могут возникнуть у студента».     

О том, почему не нужно тянуть билет

Евгений считает себя достаточно лояльным преподавателем. Он — за индивидуальный подход в оценивании знаний и навыков студентов. Воспитал его, когда вел модули дополнительной специализации у студентов разных инженерных школ Томского политеха, где уровень базовой IT-подготовки у всех совершенно разный.

Еще Евгений Мыцко убежден, что форма контроля знаний студентов-программистов требует пересмотра.

«Классический формат проверки по билетам в данном случае не совсем корректен и эффективен. Мне кажется, что программистам на экзамене нужно не выдавать билеты с теоретическими вопросами, а сажать их за компьютер и ставить задачу написать программу, чтобы она правильно работала. И уже после выполнения этого задания в дополнение позадавать вопросы по теории. Практические навыки — главное для программиста. Студент может на отлично выучить теорию к экзамену, но при этом все лабораторные работы в течение семестра выполнять не самостоятельно. Или, наоборот, прекрасно освоить программирование, но забыть какой-то абзац из учебника. Понимаю, что вопрос переформатирования экзаменов — сложный, дискуссионный. Но, мне кажется, пришло время двигаться в этом направлении», — говорит Евгений.

О том, когда баскетбол — не спорт, а игра

Увлечения Евгения не связаны с профессией. Он не играет в компьютерные игры, не изучает фанатично новинки рынка, не собирает компьютеры. Его страсть — баскетбол. Евгений входит в баскетбольную сборную сотрудников Томского политеха, участвует в межвузовских спартакиадах.

«Баскетбол нравится мне не как вид спорта, а как игра. Причем, игра интеллектуальная: в процессе ты думаешь о том, как лучше разыграть комбинацию. Мы с командой собираемся дважды в неделю. Это помогает переключиться от работы, и это важно для продуктивности».