Томский политех
05.10.2021

Студенты ТПУ будут защищать практики и курсовые с помощью VR-технологий

Студенты Инженерной школы природных ресурсов ТПУ получили возможность защищать практики, а также, впоследствии, курсовые и выпускные квалификационные работы с использованием VR-технологий.

Ранее в ТПУ при финансовой поддержке АО «Транснефть – Западная Сибирь» и в рамках программы долгосрочного взаимодействия с компанией «Транснефть» были модернизированы две учебные аудитории в Инженерной школе природных ресурсов. В них появилось новейшее оборудование c использованием технологии виртуальной реальности (VR) и компьютерный класс. На ремонт учебных помещений и создание многофункциональных комплексов на базе вуза было потрачено более 10 млн рублей.

Студенты четвертого курса, обучающиеся по образовательным программам отделения нефтегазового дела «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки» и «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», вместе с преподавателями и при поддержке индустриальных партнеров реализовали идею проектного студенческого офиса. Одним из направлений работы офиса стало использование VR-технологий во время защит учебно-ознакомительных практик, учебно-исследовательских работ и так далее.

«Развивать эту идею мы начали еще в прошлом году, а в этом удалось ее реализовать. Почему возникла такая потребность? Сейчас стремительно развиваются цифровые компетенции, и у нас, студентов, есть уникальная возможность принять участие в разработке этих уникальных образовательных модулей. Кроме того, в связи с пандемией не у всех студентов была возможность поехать на производственную практику. Но студенты отделения нефтегазового дела ТПУ при помощи уникальных виртуальных тренажеров смогли получить набор необходимых компетенций», — говорит координатор студенческого проектного офиса, студентка ТПУ Диана Овчаренко.

В проектный офис вошла междисциплинарная команда студентов, среди которых в том числе занимающиеся IT-технологиями. Вместе политехники на основе общедоступного программного обеспечения разработали шаблон, позволяющий проводить виртуальные защиты в специально оборудованном для этого «кабинете».

«Сам студент и члены комиссии могут находиться не только в разных помещениях, но и в разных городах. Для проведения полноценной защиты необходимо только VR-оборудование.

Во-вторых, такой формат значительно расширяет возможности для визуализации. Вместо обычной презентации, снабженной картинками и схемами, студент может, например, показать комиссии 3D-модели, которые можно «рассмотреть» со всех сторон, показать, как это работает»,

 — добавляет Диана Овчаренко.

В новом формате уже защитили учебно-ознакомительные практики студенты первого и второго курса. Сейчас проходят защиты у студентов третьего и четвертого курсов. В конце семестра с помощью VR-технологий на отделении нефтегазового дела планируют провести защиты учебно-исследовательских работ студентов.

«Есть ряд важных факторов, которые влияют на качественное инженерное образование. Первый – использование новых образовательных технологий, позволяющих сформировать профессиональные и цифровые компетенции. Второй — совместная работа с индустриальными партнерами. Именно они помогают нам достичь образовательных целей, мы вместе воспитываем из наших студентов настоящих специалистов в области нефтегазового дела. Кроме того, сейчас одной из основных тенденций является привлечение самих студентов к разработке и совершенствованию образовательных программ. У нас в отделении все эти факторы задействованы», — подчеркивает доцент отделения нефтегазового дела Олег Брусник.

Поддержку студентам оказывает координационный совет, в состав которого входят преподаватели и представители индустриальных партнеров. По словам доцента отделения нефтегазового дела Николая Гончарова, помогающего ребятам в формировании студенческого проектного офиса, политехники уже владеют цифровыми компетенциями и готовы решать более серьезные задачи.

«Мы видим потребности индустриальных партнеров, они активно работают над внедрением цифровых технологий. С помощью VR-технологий мы можем визуализировать, представить в более удобной и понятной форме технологические задачи, которые ставят перед нами наши индустриальные партнеры», — считает эксперт.