Томский политехнический университет переформатирует ряд магистерских программ Инженерной школы природных ресурсов и вузовского Центра Хериот-Ватт. У студентов будет больше возможностей поступить на бюджет в связи с увеличением количества мест, а во время учебы они смогут поработать над отраслевыми проектами и исследованиями как на базе ТПУ, так и в крупнейших нефтегазовых компаниях. Кроме того, выпускники обновленных программ в дополнение к диплому магистратуры ТПУ смогут получить дополнительный диплом о профессиональной переподготовке (microdegree).
Сотрудничество Томского политеха и университета Heriot-Watt было приостановлено в рамках реализации британских нефтегазовых магистерских программ в России. На данный момент это решение не влечет за собой полного разрыва отношений между двумя вузами, а также может быть пересмотрено в соответствии с имеющимися соглашениями через шесть месяцев или в случае изменения ситуации.
«Несмотря на последние изменения, работа центра продолжается. За более чем 20-летнюю историю деятельности наши специалисты, эксперты и преподаватели сформировали широкий перечень компетенций.
Это позволяет нам уже достаточно давно независимо развивать собственные образовательные продукты с неизменно высоким качеством и вести работу над исследовательскими проектами.
Результаты нашей деятельности востребованы как среди нефтегазовых компаний-партнеров, так и среди выпускников вузов и молодых специалистов, которые хотят продолжить обучение по нефтегазовым программам», — говорит директор Центра Хериот-Ватт ТПУ Валерий Рукавишников.
Подготовка высококлассных специалистов для нефтегазовой отрасли является одной из флагманских задач Томского политеха. Высокий уровень нефтегазового образования ТПУ подтвержден не только авторитетными рейтингами, но и работодателями. Сейчас нет ни одной нефтяной компании России — ни крупной, ни мелкой — где бы ни работали выпускники ТПУ. Для того, чтобы у студентов и дальше были возможности для получения востребованных отраслью профессий, в вузе было принято решение о перезагрузке подготовки специалистов в области нефтегазового дела. Так, изменения коснутся магистерских программ по разработке месторождений, оценке и управлению резервуаром, бурению нефтяных и газовых скважин.
«Суть программ и методика обучения будут отвечать высоким стандартам нефтегазового образования. При этом они станут доступны для гораздо большего количества студентов: количество бюджетных мест на эти программы достигнет 75. Более того, мы предлагаем студентам практикоориентированное обучение, предполагающее тесную связь с индустрией. Выпускники вузов нефтегазового и физико-технического профиля, поступающие к нам, в течение первого года интенсивного обучения, помимо прочего, будут выполнять командный проект, который позволит пройти весь процесс разработки месторождения: от анализа полевых данных до обоснования экономической эффективности проекта. Эта работа максимально приближена к задачам, которые выполняются в нефтегазовых компаниях в рамках разведки и добычи нефти. Такой подход поможет нашим студентам адаптироваться к стремительно меняющейся индустрии, а также получить навыки работы в междисциплинарной команде», — поясняет директор Центра Хериот-Ватт ТПУ.
Планируется, что студенты, выбравшие для обучения обновленные магистерские программы, смогут получить также и дополнительный диплом о профессиональной переподготовке по выбранному направлению (microdegree). А в рамках второго года обучения приобретенные компетенции можно будет применить в практической работе, присоединившись к исследовательским или сервисным — встроенным в цепочку создания ценности индустрии — проектам Центра Хериот-Ватт ТПУ. Благодаря плотному взаимодействую с производственными и HR-подразделениями крупных нефтегазовых компаний часть студентов обновленных программ смогут пойти работать непосредственно в индустрию.
«Трансформация позволит сделать более адаптированную к современным требованиям систему подготовки специалистов. Студенты смогут не только получить образование в магистратуре, но и принять участие в проектной работе, получить обратную связь от работодателей, понять, каких именно компетенций им не хватает для дальнейшего успешного карьерного роста. При этом компании получают столь необходимые им кадры. К образовательному процессу мы планируем привлечь наших давних партнеров из индустрии в качестве экспертов и преподавателей. Они расскажут студентам, как производственные задачи решаются в реальности, будут принимать участие в защитах учебных проектов. Обсуждаются и другие форматы. Например, в рамках второго года обучения студенты будут привлекаться к работе в учебных зеркальных центрах управления добычей и управления строительством скважин», — добавляет Валерий Рукавишников.