В Томском политехе подвели итоги трехдневной проектировочной сессии «Базовое инженерное образование». Участие в ней приняли более 70 политехников – преподавателей, студентов, научных сотрудников, руководителей образовательных программ, директоров инженерных школ. Это одно из серии мероприятий, направленных на выработку формы и содержания базового инженерного образования. Планируется, что по итогам этой работы будет сформирована концепция новой образовательной системы, на которую университет перейдет с 2024 года.
Проектировочная сессия состоялась в рамках большой работы по формированию новой модели базового инженерного образования в университете на последующие годы. В течение трех дней политехники в формате групповой проектной работы обсуждали проблемы и перспективы существующей модели базового образования и формировали предложения по ее модернизации с учетом современных тенденций российского и мирового образования. Участники работали в девяти группах по разным тематикам: «Математика», «Физика», «Механика + начертательная геометрия и инженерная графика», «Химия + биология», «Информатика», «Соцгум», «Экономика + предпринимательство», «Образ целого + управление», «Воспитание».
Группы сформированы таким образом, чтобы в каждой из них были представители от студентов или аспирантов, профессорско-преподавательского состава как базового, так и специализированного образования, административно-организационных служб. Особый акцент сделан на междисциплинарность групп, что позволяет посмотреть на одну и ту же проблему с разных позиций.
Так, в группу «Математика» вошли химики, предприниматели, представили отделения естественных наук, информатики, геологи. Это связано с тем, что математический аппарат является инструментом профессиональной деятельности инженеров разных направлений. Главный тезис группы заключается в необходимости оставить в базовом образовании все учебные дисциплины, но увеличить количество часов некоторых из них в зависимости от специализации.
Переход от базовой части к спецчасти может осуществляться через решение примеров и задач из прикладных дисциплин, синхронизацию содержания базовых дисциплин и работу в связке с руководителями образовательных программ, которые будут формировать «запрос» на те или иные дисциплины. При этом важно использовать как классические, так и продвинутые методы активного и интерактивного обучения в зависимости от задач. Также важным шагом в преобразовании образовательной траектории по математике должна стать эффективная организация самостоятельной работы студентов, которой отводится достаточно много времени. Необходимым инструментом могут стать электронные курсы, тренажеры, математические игры, — отмечает участник рабочей группы, и.о. руководителя отделения математики и информатики Светлана Рожкова.