Томский политех
27.03.2023

Зачем айтишнику вышка?

Кадровый голод в IT продлится еще лет пятнадцать — айтишники нужны во всех отраслях, на любых производствах. Но этот тренд, хоть и продолжается достаточно давно, не остается неизменным. Компании ищут уже не просто кодеров, отвечающих только за свою часть кода. Наступило время крупных платформ вроде VK или Сбера, где требуются специалисты с фундаментальными знаниями в IT. Никакими курсами, даже очень дорогими, тут не отделаешься. Нужна вышка в серьезном инженерном вузе.

IT меняет мир, но это сложно

«Сегодня IT управляют экономикой. Каждая крупная IT-компания изменила или активно меняет какой-то рынок. Uber придумала приложение такси, и умерли все таксопарки. Кто-то придумал онлайн-банк, и умерли банковские офисы. Придумали ZOOM — компании закрыли свои офисы, и люди стали работать из дома. То, что сейчас происходит, называют четвертой промышленной революцией. Пришло IT и все начало ломать», — говорит директор Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политеха Александр Фадеев.

Сегодня без программирования и разработки цифровых систем невозможен никакой бизнес. Если раньше самыми высокооплачиваемыми профессиями были менеджеры и банкиры, то теперь это IT-специалисты. Каждая компания, корпорация, государство строят свою цифровую инфраструктуру.

При этом очень быстро меняется и сама сфера IT — то, что под ней понимают. Все меньше нужны просто программисты-кодеры, которые выучили JavaScript, Python или PHP и научились кодить. Все больше потребность в IT-инженерах, которые умеют прикладывать программирование к какой-то отрасли, системе — даже к критическим, таким как энергетика или атомная отрасль.

Перспективно все, что связано с большими данными, машинным обучением и искусственным интеллектом. Крайне востребовано умение проектировать микропроцессоры, писать для них программы, разрабатывать собственные операционные системы и драйверы.

Этому не научишься за полгода на самом грамотном курсе. Это про «постановку головы», умение видеть, ставить и решать задачи, за которые до тебя никто не брался.  

Но кто-то же это делает?

«Программная инженерия» — одно из самых популярных у абитуриентов направлений не только в Инженерной школе информационных технологий и робототехники (коротко — ИШИТР) Томского политеха, но в масштабах всего университета.

«Научиться писать код можно на онлайн-курсе, но инженер — это гораздо больше, чем человек, который пишет код, — повторяет директор ИШИТР Александр Фадеев. — Инженер разрабатывает всю архитектуру. Сразу продумывает, как приложение будет масштабироваться и становиться большим — как, например, платформа VK, которая сегодня вмещает всю Россию. Это же кому-то надо было спроектировать, прежде чем написать! Вот программная инженерия как раз про это. Ребята проходят по всей цепочке: это и менеджмент, и аналитика, и фронт, и бэкэнд, и где-то элементы дизайна. Обязательно есть тестирование. Все это входит в направление «Программная инженерия».

На направлении «Информационные системы и технологии» тоже много времени и внимания уделяется разработке программного обеспечения, но там большой уклон сделан в сторону бизнес-процессов.

«Программное обеспечение всегда делают для чего-то. Например, мобильные приложения «Яндекс такси» или Uber. Сегодня это цифровой продукт. А когда-то такси было — водители и диспетчерская. Вот человек проанализировал бизнес-процессы, которые протекают внутри обычного такси: как водитель получает заказ, как он управляет автомобилем, как он находит, куда ехать, как диспетчер решает, кого куда направить. Это сложная аналитика. И этому мы учим наших ребят. Они еще и очень хорошие моделисты, они умеют моделировать различные системы — например, транспортные потоки во всем городе. Мы моделировали пассажиропотоки, проектировали маршрутные сети городского общественного транспорта. Это очень непростые, но интересные задачи, и их решению мы учим наших ребят. С другой стороны, спрос на задачи моделирования становится все больше с каждым днем, и всем нужны люди, которые умеют их решать. Плюс на этом направлении мы уделяем много внимания аналитике больших данных, машинному обучению, искусственному интеллекту», — поясняет Александр Фадеев.

Еще в Томском политехе учат, как вдохнуть жизнь в микросхему, наделив ее функциями микроволновки, стиральной машины или другого, часто куда более сложного, оборудования. Этому учат на направлении «Информатика и вычислительная техника».

«Разработать архитектуру процессора способны единицы. Востребованность таких специалистов просто космическая. И мы учим разрабатывать такие сложные устройства», — подчеркивает директор ИШИТР.

Вторая группа направлений ИШИТР — это робототехника. Здесь учат создавать роботов с нуля.

«Мы в любом роботе учим ребят разрабатывать полностью всю механику: рассчитывать все степени свободы, и все, что он должен делать, проектировать манипуляторы. Но самое сложное — это микропроцессорный контроллер, который всем управляет — мозги робота. Приведу пример. Квадрокоптер балансирует и держит равновесие, он никуда не наклоняется и никуда не улетает. Это сложнейшая система балансировки, бортовой компьютер внутри. Мы учим программировать эти системы автоматики. У дрона внутри сенсоры, которые реагируют на наклон, ускорение, — электроника моментально перераспределяет усилия: какие-то двигатели сильнее начинают работать, какие-то слабее, чтобы быстро выровнять, стабилизировать аппарат. Это наука — теория управления, и мы этому учим наших ребят. Робот — наглядный пример, но сегодня любая котельная полностью автоматизирована, она тоже робот. Кто-то же эту автоматику делает? И это как раз наши ребята», — поясняет Александр Фадеев.

Команды, а не эгоисты

IT — это самая стремительно изменяющаяся область знаний и умений. Но есть вещи, которые не меняются. Математику и физику будущие IT-инженеры в Томском политехе изучают те же, что и 50 лет назад. Теория алгоритмов — базовое ядро, она тоже практически не изменилась. При этом появились новые языки программирования и фреймворки, сам подход к разработке.

«Раньше, 20-30 лет назад, учили программистов-одиночек. Выпускник умел писать код, чуть-чуть анализировать, где-то тестировать. Сегодня мы учим — команде, потому что никому не нужны программисты-эгоисты. Представьте, какая-нибудь крупная компания, например, VK — 8 000 разработчиков. Если бы там были все одиночки, они бы вообще не смогли работать. Поэтому у нас много командных проектов прямо с первого курса: сначала делают что-то маленькое, чат-ботов пишут, простые сайтики, игры. Но при этом ребята учатся работать в команде примерно так же, как потом это будет в IT-компании. Скрамы, эджайл — это все термины командной разработки. Этому точно никто не учил 20 лет назад. Наша задача — чтобы наши выпускники, приходя в IT-компанию, попадали в знакомое место, в знакомое окружение», — резюмирует Александр Фадеев.