Нерациональное использование ресурсов, повсеместное размещение отходов, загрязнение воздуха, воды, почвы, вырубка лесов — некоторые из экологических проблем, которые появились из-за деятельности человека. Производственные компании и организации обязаны принимать меры по охране окружающей среды. За их реализацию отвечает инженер-эколог.
На программе «Экологический инжиниринг в минерально-сырьевом комплексе» преподают не просто экологию, а геоэкологию, чтобы студенты детально понимали, как устроены и связаны природные механизмы. Студенты погружаются в охрану окружающей среды: изучают возможные варианты очистки воздуха, воды, обращение с отходами, производственный экологический контроль, мониторинг, проектирование.
Ключевые компетенции
- проводить экологический контроль на предприятиях разных отраслей
- разрабатывать проекты для экологической экспертизы
- участвовать в оценке и контроле состояния компонентов природной среды
- организовывать природоохранную деятельность на предприятиях с использованием современных программ: «Экология. 1С-КСУ: Охрана окружающей среды» и «Эколог»
- проводить научные исследования в области экологии, охраны природы и иных наук об окружающей среде
- разрабатывать мероприятия по минимизации негативного воздействия антропогенной деятельности
Как проходит обучение и практика
На первом и втором курсе студенты изучают базовые предметы и получают основные знания по экологии, минералогии и геологии. На последующих курсах преподают профильные предметы, которые необходимы в будущей профессии.
Учеба не ограничивается лекциями в аудиториях, наши студенты:
совместно с геологами исследуют Томск и его окрестности — Лагерный сад, Бабий овраг за стадионом «Политехник», карьер на Степановке, реку Томь у Коммунального моста, Хромовский овраг
снимают репортажи и создают интерактивные карты
ходят на экскурсии в компании и знакомятся с работой инженеров-экологов
обходят множество маршрутов в рамках месячной летней экспедиции в Хакасии на полигоне ТПУ
У каждого студента есть возможность пройти практику на предприятиях Москвы, Челябинска, Новосибирска, Владивостока, республики Бурятии, Башкортостана и Хакасии, Томска, Северска, Томской, Кемеровской, Свердловской областях и Краснодарского края.
Оборудование
Практические задания проводятся на новейшем оборудовании лабораторий и научно-образовательных центров Инженерной школы природных ресурсов.
Используя приборы и установки можно:
-
изучить вещественный и химический состав компонентов природной среды (анализатор ртути, гамма-спектрометры, рентгеновский дифрактометр, сканирующий электронный микроскоп, оптические микроскопы);
-
определить химический, микробиологический, газовый состав и токсичность природной воды, источники централизованного и нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также заводнение нефтяных пластов, почв, донных отложений, продуктов вторичного минералообразования;
-
провести инструментальный нейтронно-активационный анализ (ядерный реактор ИРТ-Т).
Выпускники
- Кумарьков Алексей Анатольевич — министр природных ресурсов и экологии Камчатского края, выпуск 2003 года
- Яковлев Егор Сергеевич — начальник отдела государственного экологического надзора по Томской области Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, выпуск 2014 года
- Жукова Елена Александровна — директор ООО «Центр проектирования экологической информации» (Томск), выпуск 2002 года
- Слепушкина Анастасия Александровна — начальник отдела ООО «Производственная безопасность и экология» (Томск), выпуск 2014 года
- Большунова Татьяна Сергеевна — к.г.-м.н., ведущий инженер АО «ТомскНИПИнефть», выпуск 2003 года
- Климова Алена Андреевна — к.г.-м.н., инженер по охране окружающей среды Томского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск», выпуск 2015 года
- Таловская Анна Валерьевна -— д.г.-м.н., доцент отделения геологии Инженерной школы природных ресурсов ТПУ, выпуск 2005 года
- Беляновская Александра — к.г.-м.н., PhD, старший научный сотрудник Института экологической и сельскохозяйственной биологии Тюменского государственного университета, выпуск 2016 года