Томский политех
13.06.2023

Как человек влияет на природу? Узнаешь в Томском политехе!

Информацию об экологических проблемах ищут в Яндексе 36 тысяч раз в месяц. Почему? Не потому ли, что источник этих проблем в большинстве случаев — сам человек? Как именно люди портят окружающую среду и каким образом это влияние снизить, изучают студенты Томского политеха по профилю «Экологический инжиниринг в минерально-сырьевом комплексе».

Экологический инжиниринг — это молодая наука. Ее цель — снизить негативное влияние промышленных предприятий на природу. Еще в XIX веке в период всплеска индустриализации людей мало волновало, какой вред новые предприятия наносят окружающей среде. В XXI веке наметился тренд на «зеленые» технологии. Чем экологичнее производство, тем «круче» фирма.

«Экологический инжиниринг в минерально-сырьевом комплексе» базируется на фундаментальных геоэкологических знаниях. Геоэкология — это научное направление на стыке геологии и экологии, изучающее состав, структуру, свойства геосфер Земли и деятельность человека. Геоэкология учитывает не только биологическую, но и геологическую, геохимическую, геофизическую составляющие. Изучает, как антропогенная деятельность изменяет компоненты природной среды – землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир.

Геоэкологи изучают состояние компонентов природных сред, определяют состав элементов в них, умеют понимать пути миграции химических элементов и выявлять закономерности их распределения. Именно они могут не только зафиксировать изменения и определить степень и тяжесть воздействия человеческой деятельности на геосферные оболочки Земли, но и предложить варианты для охраны, сохранения и рационального использования природной среды.

Чему будут учить?

Перечень дисциплин, которые будут изучать бакалавры, позволяет им получить базовые знания по математике, физике, химии, экологии, общей геологии и сделать акцент на специальные профессиональные дисциплины. Среди них, например, геоэкология, геохимический мониторинг, методы исследования вещественного состава природных объектов, техногенные системы и экологический риск и многие другие.

В итоге студенты научатся оценивать воздействие на природу производственной деятельности, в том числе связанной с разведкой недр, добычей и переработкой полезных ископаемых, развитием наукоемких и энергоемких отраслей. Выпускники умеют отбирать и анализировать пробы природных компонентов, проводить геохимические исследования, собирать, обрабатывать, систематизировать производственную, полевую и лабораторную экологическую информацию, составлять экологические (техногенные) карты, формировать базы данных для оценки загрязнения окружающей среды, работать в профессиональных экологических программных комплексах.

Они смогут принимать решения для минимизации негативного влияния человека на окружающую среду, заниматься экологическим аудитом и сертификацией, формировать экологическую документацию на предприятиях. Создавать экологические проекты и проводить надзорные мероприятия.

Свобода выбора

Выпускники смогут выбирать себе работу по душе: участвовать в полевых экспедициях, заниматься производственными экологическими, аналитическими, исследовательскими работами в организациях. Можно найти себя и в профильных государственных структурах, например, в департаментах природных ресурсов, Росприроднадзоре. Будущая работа будет именно такой, какая больше заинтересует выпускника. Выбор всегда будет за студентом: работать ли ему, например, экологом на предприятии или экологом-проектировщиком в проектной организации, или стать научным сотрудником или специалистом надзорных органов.

Выпускники программы занимают ведущие посты в компании — лидере алмазодобывающей отрасли мира «АЛРОСА», правительстве Камчатского края, Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, работают в крупнейших нефтегазовых и нефтегазохимических компаниях, например, СИБУРе, Газпроме, научно-исследовательских институтах, центрах проектирования экологической документации, государственных структурах.

Подробнее о программе «Экологический инжиниринг в минерально-сырьевом комплексе» читайте по ссылке.